Земство

Крестьянская реформа, более известная как "отмена крепостного права", упразднившая в Российской империи этот крепко досаждавший очень многим институт, возвещалась манифестом императора Александра II "О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей" от 19 февраля (3 марта) 1861 года. Манифест дополнялся "Положением о крестьянах, выходящим из крепостной зависимости", включавшем в себя 17 законодательных актов. Вводились всесословные учреждения: крестьяне получили собственные органы самоуправления (сельские и волостные сходы).

 

Волостной сход - часть крестьянского самоуправления, представлявшая собрание выборных представителей крестьян и должностных лиц волости. Учрежден «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года. Состоял из (обязательно участвующих) волостного старшины и его помощника, сельских старост, судьи волостного суда, (необязательных) заседателей волостных правлений и сборщиков податей, а также выборных представителей от крестьян. Выборные избирались из расчета одного представителя от десяти дворов (для селений меньше 10 дворов - 1 представителя от селения). Председательствовал на сходе волостной старшина. Сход был обязан собираться два раза в месяц.

К предметам ведения схода относились:

  • Выборы волостных должностных лиц;
  • Выборы гласных в уездные земские собрания;
  • Избрание выборных для участия в избирательном съезде волостных обществ для выбора депутата Государственной Думы
  • Постановления, относящиеся к хозяйственным и общественным делам всей волости в целом;
  • Назначение и раскладка волостных мирских сборов и повинностей;
  • Проверка действий волостных должностных лиц;
  • Постановления о мерах общественного призрения (социальной помощи), учреждении волостных училищ, управление общественными магазинами (резервными хлебными запасами);
  • Назначение опек над сиротами и над имуществом, для которого ещё не отысканы наследники;
  • Подача жалоб от лица волости.

Серьезное изменение государственного устройства в связи с отменой крепостничества потребовало и иных реформ. Одной из них стала Земская реформа, а в более привычных для нас терминах - реформа местного самоуправления.

 

Земская реформа разрабатывалась одновременно с отменой крепостного права и была призвана "вознаградить дворян за потерю помещичьей власти" через " первенство в местной хозяйственной администрации". "Положение о земских и уездных учреждениях" было подписано Александром II 1 января 1864 года. Как обычно, преамбула декларировала совершенно иное: "Признав за благо призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой Губернии и каждого уезда, местное их население, посредством избираемых от оного лиц... ".

 

Земство вводилось не на всей территории: к 1880 году земства существовали в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в Области войска Донского. На окраину, в Ставропольскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, реформа пришла позже, в 1913 году.

 

Губернии Юго-Западного края и три из шести губерний Северо-Западного края подчинялись особому «Положению об управлении земским хозяйством в губерниях Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилёвской, Подольской», изданному в 1903 году. В трех губерниях Юго-Западного края (Киевской, Волынской и Подольской) выборность земства отсутствовала: существовали Комитеты по делам земского хозяйства и Управы по делам земского хозяйства, состоящие из чиновников и земских гласных, не выборных, а назначенных министром внутренних дел. Этот особый порядок был призван не допустить преобладания польских помещиков в местном самоуправлении: подавляющее большинство землевладельцев на Правобережной Украине были поляками, а общая доля поляков в населении составляла всего от 1,0 % до 3,4 %.

 

Выборные земские учреждения появились в Юго-Западном крае только в 1912 году после принятия в 1911 соответствующего закона, который устанавливал особый порядок выборов, направленный на отстранение от участия в земствах польских землевладельцев: правительство было вынуждено принять всесословную систему земских выборов, с двумя куриями: цензовой курией (имущественный ценз по земле, любым другим имуществам и уплачиваемым налогам) и курией сельских обществ.

Уездные земские учреждения

Уездные земские собрания состояли из выборных депутатов ("гласных"), избираемых на 3 года и ежегодно собиравшихся под председательством уездного предводителя дворянства. Исполнительным органом земств в уезде были уездные управы, избираемые на три года и состоявшие из председателя и двух членов. Председатели уездных управ утверждались губернаторами.

 

Губернские земские учреждения

Ежегодно проводился съезд депутатов от уездных земских собраний всей губернии под председательством губернского предводителя дворянства - губернское земское собрание. В губернское земское собрание, помимо гласных, входили местные представители ведомств. Исполнительный орган - губернская земская управа - состояла из председателя и нескольких членов. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел

 

Земские сборы

Земствам было предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды. В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет "мирских доходов", в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель. Земские сборы взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом и составляли более 60% доходов земских бюджетов. Основные поступления шли из налогов на недвижимость, прежде всего - на землю. И тут на крестьян падало основное налоговое бремя: в 1885 году с десятины крестьянского надела земствам поступало 18 копеек, а с десятины помещичьей земли - 13 копеек.

 

Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.

 

Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и другие. Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России.

Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета (в терминах сегодняшнего дня - дотации). 

Процесс избрания гласных

Согласно «Положению» 1864 года избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.

  • 1-я курия: владельцы не менее чем 200 десятин земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или другого недвижимого имущества на сумму не ниже 15 000 рублей или приносящего доход не менее 6 000 рублей в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии.
  • 2-я курия: лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 000 руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 рублей (в небольших городах) до 3 000 руб. (в крупных).
  • 3-я курия: Выборы многоступенчатые - сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. На уровне уездов крестьяне составляли примерно одну треть от числа выборных гласных.

С 1890 года к выборам не допускались евреи.

 

Полномочия земских учреждений распространялись на следующее(Цитата из Положения):

"Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в Губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.

XII. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений."

 

Земские органы самоуправления существовали в России с 1864 по 1918 годы.