Образование сельские жители во второй половине XIХ века могли получить в:
Были еще немногочисленные сельские школы, создаваемые крестьянами на собственные средства - общины и отдельные группы крестьян нанимали учителей и предоставляли помещение для занятий (или совместно снимали избу для такой школы). Чаще всего обучение вели грамотные крестьяне, иногда учителя из "образованных", переходившие из деревни в деревню. Таких называли «ходячими» («нахожими», «хожалыми») учителями.
Начальное образование в начале XX века было представлено следующими основными учебными заведениями:
Деятельность этих учебных заведений регламентировались «Положением о начальных народных училищах» от 25 мая 1874 года. В начале XX века по линии министерства народного просвещения работало около 57, 2 тысяч учителей начальной школы (32, 1 тысяч мужчин и 25,1 тысяч женщин).
Вторая половина XIX - начало XX века ознаменовалась "прорывом" в начальном образовании сельского населения. Об этом свидетельствует статистика количества неграмотных новобранцев, призванных в армию (БСЭ, 1929-1930гг..):
Церковно-приходские школы
До реформы 1861 года практически единственным образовательным учреждением в сельской местности Российской империи была церковно-приходская школа. Одним из первых законодательных актов государственной власти об образовании сельского населения (составлявшего подавляющую часть населения страны в то время) стал императорский Указ от 26 января 1804 года, предусматривающий создание начальных школ по селам и деревням. Указ вменял обучение селян в непременную обязанность духовенства. Сельские священники активно создавали школы при церквах и до начала 60-х годов XVIII века были почти единственными учителями в сельских школах. При этом, они не только учили детей, но и поддерживали школы "своими скудными средствами".
Деятельность церковно-приходских школ регламентировалась "Правилами о церковно-приходских школах" 1884 года. Согласно "Правилам" создавались как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные) церковно-приходские школы (В начале ХХ века они стали соответственно 3-х и 5-годичными). В 1902 году "Правила" заменило "Положение о церковных школах Ведомства Православного Исповедания". В соответствии с "Положением" к церковным школам относились:
Пункт 1 "Положения" гласил, что основные задачи церковных школ заключались в начальном и среднем образовании, а также религиозно-нравственном воспитании учащихся в духе учения и традиций Русской Православной Церкви.
В 1915 году числилось 40 530 церковно-приходских школ, что составляло почти треть (32,8%) всех образовательных учреждений страны.
Земская школа
Земская реформа позволила органам местного самоуправления (Земствам) создавать начальные школы. Земства могли с разрешения уездного училищного совета открывать школы и содержать их в хозяйственном отношении (помещение, отопление, освещение, оборудование, снабжение книгами и письменными принадлежностями, плата учителям). Учебная работа находилась в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ. В состав уездного училищного совета (руководил школами, давал разрешения на их открытие, перевод и закрытие, назначал и увольнял преподавателей) входили по одному представителю от министерства народного просвещения, министерства внутренних дел, духовного ведомства, городского самоуправления, а также два гласных, выбранных на уездном земском собрании. Председателя уездного училищного совета избирали из числа его членов. Губернский училищный совет, состоял из архиерея (председателя), губернатора, губернского директора училищ и двух представителей губернского земства.
Земские школы были двух типов:
Земства организовывали также профессиональные (ремесленные и сельскохозяйственные) и специальные (учительские, ветеринарные, медицинские) школы со сроком обучения 3-5 лет. В некоторых начальных школах открывали двухгодичные сельскохозяйственные отделения и создавали опытные участки для получения знаний об агрономии. Земствами организовывались повторительные классы, библиотеки и читальни, чтения. Земства выделяли средства на организацию "народных библиотек" при школах.
Финансирование земской школы было смешанным: от земства и крестьянской общины. Учителю платило земство, но за его жилье платила община, строительство и ремонт зданий, заготовка дров, жилье преподавателей шло за счет общины.
Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; после 5 лет службы: 37 рублей 50 копеек; 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной - уездное. Предусматривалась казенная квартира или оплата съемного жилья. В сельских школах преподавали чаще всего выходцы из самих же крестьян. Например, в 1880 году в начальных школах среди учителей дети крестьян составляли 36%, дети церковнослужителей — еще 36%, дети мещан — 10%.
В штате сельской земской школы, как правило, был сторож.
Большую роль в развитии земских школ играли попечители - или в привычных терминах "спонсоры". Земства старательно подбирали их из помещиков, фабрикантов и зажиточных крестьян.
К 1877 году существовало уже около 10 000 земских школ, в 1910 - более 27 000 (27 486, из них 75% однокомплектные с 3-летним обучением, остальные - двухкомплектные и 4 года обучения), а к 1913 году - свыше сорока тысяч начальных школ - еще одна треть от общего числа образовательных учреждений страны. Доля ассигнований на школьное дело в земском бюджете выросло за это время с 14,5% до 30%. В местностях, где не было земских школ, средства зачастую выделялись на поддержку церковно-приходских. Земские заведения были лучше обеспечены материально. Их здания сразу строили как учебные. Кроме классной комнаты и других необходимых помещений в них была предусмотрена квартира для преподавателя (а там, где работали два педагога, - две).
Земства старались охватить образованием возможно большее число детей: семьям, в которых росли два и более мальчика, предлагалось одного непременно направлять в школу, выдавали денежные субсидии родителям. Выпускник земской школы мог поступить в учительскую семинарию, фельдшерскую школу или другое учебное заведение. Самых способных учеников земства старались направлять в гимназии, выделяли для них стипендии.
Примерная программа четырехлетней земской школы: