Документы НКВД

Решение Политбюро ЦК ВКП(б) № П51/94   от 2 июля 1937 г.

94. — Об антисоветских элементах.

Послать секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий следующую телеграмму:

“Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки, вернувшихся в свои области, — являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности.

ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.

ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке”.

СЕКРЕТАРЬ ЦК И. СТАЛИН.

 

АП РФ, ф.3, Оп.58. Д.212. Л.32. Подлинник. Машинопись

 

 

ОПЕРАТИВНЫЙ ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С.С.С.Р. № 00447 об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов.

30 июля 1937 года.

Гор. Москва.

 

Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много, в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений. Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры антисоветских политических партий (эсеров, грузмеков, дашнаков, муссаватистов, иттихадистов и др.), а также кадры бывших активных участников бандитских восстаний, белых, карателей, репатриантов и т.п.

Часть перечисленных выше элементов, уйдя из деревни в города, проникла на предприятия промышленности, транспорт и на строительства.

Кроме того, в деревне и городе до сих пор еще гнездятся значительные кадры уголовных преступников — скотоконокрадов, воров-рецидивистов, грабителей и др. отбывавших наказание, бежавших из мест заключения и скрывающихся от репрессий. Недостаточность борьбы с этими уголовными контингентами создала для них условия безнаказанности, способствующие их преступной деятельности.

Как установлено, все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности.

Перед органами государственной безопасности стоит задача — самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства.

 

В соответствии с этим ПРИКАЗЫВАЮ — С 5 АВГУСТА 1937 ГОДА ВО ВСЕХ РЕСПУБЛИКАХ, КРАЯХ и ОБЛАСТЯХ НАЧАТЬ ОПЕРАЦИЮ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, АКТИВНЫХ АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ и УГОЛОВНИКОВ.

В УЗБЕКСКОЙ, ТУРКМЕНСКОЙ, ТАДЖИКСКОЙ и КИРГИЗСКОЙ ССР ОПЕРАЦИЮ НАЧАТЬ С 10 АВГУСТА с. г., А В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ И КРАСНОЯРСКОМ КРАЯХ и ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ — С 15-го АВГУСТА с. г.

При организации и проведении операций руководствоваться следующим:

 

1. КОНТИНГЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕПРЕССИИ.

1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность.

2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую деятельность.

3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.

4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники, переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.

5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований.

Репрессированию подлежат также элементы этой категории, содержащиеся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.

6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.

7. Уголовники (бандиты, грабители, воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы, аферисты-рецидивисты, скотоконокрады), ведущие преступную деятельность и связанные с преступной средой.

Репрессированию подлежат также элементы этой категории, которые содержатся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.

8. Уголовные элементы, находящиеся в лагерях и трудпоселках и ведущие в них преступную деятельность.

9. Репрессии подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне — в колхозах, совхозах, сельско-хозяйственных предприятиях и в городе — на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве.

II. О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ РЕПРЕССИРУЕМЫМ И КОЛИЧЕСТВЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕПРЕССИИ.

1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории:

а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — РАССТРЕЛУ.

б) ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки.

2. Согласно представленным учетным данным Наркомами республиканских НКВД и начальниками краевых и областных управлений НКВД утверждается следующее количество подлежащих репрессии:

 

                                         Первая категория Вторая категория ВСЕГО

1. Азербайджанская ССР  1500 3750 5250

2. Армянская ССР             500 1000 1500

3. Белорусская ССР          2000 10000 12000

4. Грузинская ССР            2000 3000 5000

5. Киргизская ССР            250 500 750

6. Таджикская ССР           500 1300 1800

7. Туркменская ССР          500 1500 2000

8. Узбекская ССР              750 4000 4750

9. Башкирская АССР         500 1500 2000

10. Бурято-Монгольская АССР 350 1500 1850

11. Дагестанская АССР     500 2500 3000

12. Карельская АССР        300 700 1000

13. Кабардино-Балкарская АССР 300 700 1000

14. Крымская АССР           300 1200 1500

15. Коми АССР                   100 300 400

16. Калмыцкая АССР         100 300 400

17. Марийская АССР         300 1500 1800

18. Мордовская АССР        300 1500 1800

19. Немцев Поволжья АССР 200 700 900

20. Северо-Осетинская АССР 200 500 700

21. Татарская АССР           500 1500 2000

22. Удмуртская АССР         200 500 700

23. Чечено-Ингушская АССР 500 1500 2000

24. Чувашская АССР          300 1500 1800

25. Азово-Черноморский край 5000 8000 13000

26. Дальне-Восточный край 2000 4000 6000

27. Западно-Сибирский край 5000 12000 17000

28. Красноярский край       750 2500 3250

29. Орджоникидзевский край 1000 4000 5000

30. Восточно-Сибирский край 1000 4000 5000

31. Воронежская область    1000 3500 4500

32. Горьковская область     1000 3500 4500

33. Западная область          1000 5000 6000

34. Ивановская область      750 2000 2750

35. Калининская область    1000 3000 4000

36. Курская область            1000 3000 4000

37. Куйбышевская область 1000 4000 5000

38. Кировская область        500 1500 2000

39. Ленинградская область 4000 10000 14000

40. Московская область      5000 30000 35000

41. Омская область             1000 2500 3500

42. Оренбургская область   1500 3000 4500

43. Саратовская область     1000 2000 3000

44. Сталинградская область 1000 3000 4000

45. Свердловская область   4000 6000 10000

46. Северная область          750 2000 2750

47. Челябинская область    1500 4500 6000

48. Ярославская область    750 1250 2000

 

УКРАИНСКАЯ ССР

1. Харьковская область      1500 4000 5500

2. Киевская область           2000 3500 5500

3. Винницкая область         1000 3000 4000

4. Донецкая область           1000 3000 4000

5. Одесская область           1000 3500 4500

6. Днепропетровская область 1000 2000 3000

7. Черниговская область    300 1300 1600

 

8. Молдавская АССР           200 500 700

 

КАЗАХСКАЯ ССР

1. Северо-Казахст. область 650 300 950

2. Южно-Казахст.область    350 600 950

3. Западно-Казахст. область 100 200 300

4. Кустанайская область      150 450 600

5. Восточно-Казахст. область 300 1050 1350

6. Актюбинская область       350 1000 1350

7. Карагандинская область  400 600 1000

8. Алма-Атинская область    200 800 1000

 

Лагеря НКВД                        10000 — 10000

3. Утвержденные цифры являются ориентировочными. Однако, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД не имеют права самостоятельно их превышать. Какие бы то ни было самочинные увеличения цифр не допускаются.

В случаях, когда обстановка будет требовать увеличения утвержденных цифр, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД обязаны представлять мне соответствующие мотивированные ходатайства.

Уменьшение цифр, а равно и перевод лиц, намеченных к репрессированию по первой категории — во вторую категорию и, наоборот — разрешается.

4. Семьи приговоренных по первой и второй категории как правило не репрессируются.

Исключение составляют:

а) Семьи, члены которых способны к активным антисоветским действиям. Члены такой семьи, с особого решения тройки, подлежат водворению в лагеря или трудпоселки.

б) Семьи лиц, репрессированных по первой категории, проживающие в пограничной полосе, подлежат переселению за пределы пограничной полосы внутри республик, краев и областей.

в) Семьи репрессированных по первой категории, проживающие в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ростове на Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и Сухуми, подлежат выселению из этих пунктов в другие области по их выбору, за исключением пограничных районов.

5. Все семьи лиц, репрессированных по первой и второй категориям, взять на учет и установить за ними систематическое наблюдение.

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ.

1. Операцию начать 5 августа 1937 года и закончить в четырехмесячный срок.

В Туркменской, Таджикской, Узбекской и Киргизской ССР операцию начать 10 августа с. г., а в Восточно-Сибирской области, Красноярском и Дальневосточном краях — с 15-го августа с. г.

2. В первую очередь подвергаются репрессиям контингенты, отнесенные к первой категории.

Контингенты, отнесенные ко второй категории, до особого на то распоряжения репрессии не подвергаются.

В том случае, если нарком республиканского НКВД, начальник управления или областного отдела НКВД, закончив операцию по контингентам первой категории, сочтет возможным приступить к операции по контингентам, отнесенным ко второй категории, он обязан, прежде чем к этой операции фактически приступить — запросить мою санкцию и только после получения ее, начать операцию.

В отношении всех тех арестованных, которые будут осуждены к заключению в лагеря или тюрьмы на разные сроки, по мере вынесения приговоров доносить мне сколько человек, на какие сроки тюрьмы или лагеря осуждено. По получении этих сведений я дам указания о том, каким порядком и в какие лагеря осужденных направить.

3. В соответствии с обстановкой и местными условиями территория республики, края и области делится на оперативные сектора.

Для организации и проведения операции по каждому сектору формируется оперативная группа, возглавляемая ответственным работником НКВД республики, краевого или областного Управления НКВД, могущим успешно справиться с возлагаемыми на него серьезными оперативными задачами.

В некоторых случаях начальниками оперативных групп могут быть назначены наиболее опытные и способные начальники районных и городских отделений.

4. Оперативные группы укомплектовать необходимым количеством оперативных работников и придать им средства транспорта и связи.

В соответствии с требованиями оперативной обстановки группам придать войсковые или милицейские подразделения.

5. На начальников оперативных групп возложить руководство учетом и выявлением подлежащих репрессированию, руководство следствием, утверждение обвинительных заключений и приведение приговоров троек в исполнение.

Начальник оперативной группы несет ответственность за организацию и проведение операции на территории своего сектора.

6. На каждого репрессированного собираются подробные установочные данные и компрометирующие материалы. На основании последних составляются списки на арест, которые подписываются начальником оперативной группы и в 2-х экземплярах отсылаются на рассмотрение и утверждение Наркому внутренних дел, начальнику управления или областного отдела НКВД.

Нарком внутренних дел, начальник управления или областного отдела НКВД рассматривает список и дает санкцию на арест перечисленных в нем лиц.

7. На основании утвержденного списка начальник оперативной группы производит арест. Каждый арест оформляется ордером. При аресте производится тщательный обыск. Обязательно изымаются: оружие, боеприпасы, военное снаряжение, взрывчатые вещества, отравляющие и ядовитые вещества, контрреволюционная литература, драгоценные металлы в монете, слитках и изделиях, иностранная валюта, множительные приборы и переписка.

Все изъятое заносится в протокол обыска.

8. Арестованные сосредотачиваются в пунктах по указаниям Наркомов внутренних дел, начальников управлений или областных отделов НКВД. В пунктах сосредоточения арестованных должны иметься помещения, пригодные для размещения арестованных.

9. Арестованные строго окарауливаются. Организуются все мероприятия, гарантирующие от побегов или каких-либо эксцессов.

IV. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВИЯ.

1. На каждого арестованного или группу арестованных заводится следственное дело. Следствие проводится ускоренно и в упрощенном порядке.

В процессе следствия должны быть выявлены все преступные связи арестованного.

2. По окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки.

К делу приобщаются: ордер на арест, протокол обыска, материалы, изъятые при обыске, личные документы, анкета арестованного, агентурно-учетный материал, протокол допроса и краткое обвинительное заключение.

 

V. ОРГАНИЗАЦИЯ и РАБОТА ТРОЕК

1. Утверждаю следующий персональный состав республиканских, краевых и областных троек:

Азербайджанская ССР председатель — Сумбатов, члены Теймуркулиев, Джангир Ахунд Заде.

Армянская ССР председатель — Мугдуси члены Миквелян, Тернакалов

Белорусская ССР председатель — Берман члены Селиверстов, Потапенко

Грузинская ССР председатель — Рапава члены Талахадзе, Церетели

Киргизская ССР председатель — Четвертаков члены Джиенбаев, Гуцуев

Таджикская ССР председатель — Тарасюк члены Ашуров, Байков

Туркменская ССР председатель — Нодев члены Анна Мухамедов, Ташли Анна Мурадов

Узбекская ССР председатель — Загвоздин Икрамов, Балтабаев

Башкирская АССР председатель — Бак члены Исанчурин, Цыпнятов

Бурято-Монгольская АССР председатель — Бабкевич члены Доржиев, Гросс

Дагестанская АССР председатель — Ломоносов члены Самурский, Шиперов

Карельская АССР председатель — Тенисон члены Михайлович, Никольский

Кабардино-Балкарская АССР председатель — Антонов члены Калмыков, Хагуров

Крымская АССР председатель — Павлов члены Трупчу, Монаков

Коми АССР председатель — Ковалев члены Семичев, Литин

Калмыцкая АССР председатель — Озеркин члены Хонхошев, Килганов

Марийская АССР председатель — Карачаров члены Врублевский, Быстряков

Мордовская АССР председатель — Вейзагер члены Михайлов, Поляков

Немцев Поволжья АССР председатель — Далингер члены Люфт, Анисимов

Северо-Осетинская АССР председатель — Иванов члены Тогоев, Коков

Татарская АССР председатель — Алимасов члены Лепа, Мухамедзянов

Удмуртская АССР председатель — Шленов члены Барышников, Шевельков

Чечено-Ингушская АССР председатель — Дементьев члены Егоров, Вахаев

Чувашская АССР председатель — Розанов члены Петров, Елифанов

Азово-Черноморский край председатель — Каган члены Евдокимов, Иванов

Дальне-Восточн. край председатель — Люшков члены Птуха, Федин

Западно-Сибирск. край председатель — Миронов члены Эйхе, Барков

Красноярский край председатель — Леонюк члены Горчаев, Рабинович

Орджоникидзевский край председатель — Булах члены Сергеев, Розит

Восточно-Сибирская область председатель — Лупекин члены Юсуп Хасимов, Грязнов

Воронежская область председатель — Коркин члены Анфимов, Ярыгин

Горьковская область председатель — Лаврушин члены Огурцов, Устюжанинов

Западная область председатель — Каруцкий члены Билинский, Коротченко

Ивановская область председатель — Радзивиловский члены Носов, Карасик

Калининская область председатель — Домбровский члены Рабов, Бобков

Курская область председатель — Симановский члены Пискарев, Никитин

Куйбышевская область председатель — Попашенко члены Нельке, Клюев

Кировская область председатель — Газов члены Мухин, Наумов

Ленинградская область председатель — Заковский члены Смородин, Позерн

Московская область председатель — Реденс члены Маслов, Волков

Омская область председатель — Горбач члены Булатов, Евстигнеев

Оренбургская область председатель — Успенский члены Нарбут, Митрофанов

Саратовская область председатель — Стромин члены Андреев, Калачев

Сталинградская область председатель — Раев члены Семенов, Румянцев

Свердловская область председатель — Дмитриев члены Абаляев, Грачев

Северная область председатель — Бак члены Коржин, Рябов

Челябинская область председатель — Чистов члены Рындин, Малышев

Ярославская область председатель — Ершов члены Полумордвинов, Юрчук

 

У. С. С. Р.

Харьковская область председатель — Шумский члены Гикало, Леонов

Киевская область председатель — Шаров члены Кудрявцев, Гинзбург

Винницкая область председатель — Гришин члены Чернявский, Ярошевский

Донецкая область председатель — Соколинский члены Прамнэк, Руденко

Одесская область председатель — Федоров члены Евтушенко,

Днепропетровская область председатель — Кривец члены Марголин, Цвик

Черниговская область председатель — Корнев члены Маркитан, Склярский

Молдавская АССР председатель — Рогаль члены Тодрес, Колодий

 

КАЗАХСКАЯ ССР

Северо-Казахст. обл. председатель — Панов члены Степанов, Сегизбаев

Южно-Казахст. обл. председатель — Пинтель члены Досов, Случак

Западно-Казахст. обл. председатель — Ромейко члены Сатарбеков, Спиров

Кустанайская область председатель — Павлов члены Кузнецов, Байдаков

Восточно-Казахст. обл. председатель — Чирков члены Свердлов, Юсупов

Актюбинская обл. председатель — Демидов члены Мусин, Стецура

Карагандинская область председатель — Адамович члены Духович, Пинхасик

Алма-Атинская область председатель — Шабанбеков члены Садвакасов, Кужанов

2. На заседаниях троек может присутствовать (там где он не входит в состав тройки) республиканский краевой или областной прокурор.

3. Тройка ведет свою работу или, находясь в пункте расположения соответствующих НКВД, УНКВД или областных отделов НКВД или выезжая к местам расположения оперативных секторов.

4. Тройки рассматривают представленные им материалы на каждого арестованного или группу арестованных, а также на каждую подлежащую выселению семью в отдельности.

Тройки, в зависимости от характера материалов и степени социальной опасности арестованного, могут относить лиц, намеченных к репрессированию по 2 категории — к первой категории и лиц, намеченных к репрессированию по первой категории — ко второй.

5. Тройки ведут протоколы своих заседаний, в которые и записывают вынесенные ими приговора в отношении каждого осужденного.

Протокол заседания тройки направляется начальнику оперативной группы для приведения приговоров в исполнение. К следственным делам приобщаются выписки из протоколов в отношении каждого осужденного.

 

VI. ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ ПРИГОВОРОВ В ИСПОЛНЕНИЕ.

1. Приговора приводятся в исполнение лицами по указаниям председателей троек, т.е. наркомов республиканских НКВД, начальников управлений или областных отделов НКВД.

Основанием для приведения приговора в исполнение являются — заверенная выписка из протокола заседания тройки с изложением приговора в отношении каждого осужденного и специальное предписание за подписью председателя тройки, вручаемые лицу, приводящему приговор в исполнение.

2. Приговора по первой категории приводятся в исполнение в местах и порядком по указанию наркомов внутренних дел, начальников управления и областных отделов НКВД с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения приговора в исполнение.

Документы об исполнении приговора приобщаются в отдельном конверте к следственному делу каждого осужденного.

3. Направление в лагеря лиц, осужденных по 2 категории производится на основании нарядов, сообщаемых ГУЛАГ’ом НКВД СССР.

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА ОПЕРАЦИЙ И ОТЧЕТНОСТЬ.

1. Общее руководство проведением операций возлагаю на моего заместителя — Начальника главного управления государственной безопасности — Комкора тов. ФРИНОВСКОГО.

Для проведения работы, связанной с руководством операций, сформировать при нем специальную группу.

2. Протоколы троек по исполнении приговоров немедленно направлять начальнику 8-го Отдела ГУГБ НКВД СССР с приложением учетных карточек по форме № 1.

На осужденных по 1 категории одновременно с протоколом и учетными карточками направлять также и следственные дела.

3. О ходе и результатах операции доносить пятидневными сводками к 1, 5, 10, 15, 20 и 25 числу каждого месяца телеграфом и подробно почтой.

4. О всех вновь вскрытых в процессе проведения операции контрреволюционных формированиях, возникновении эксцессов, побегах за кордон, образовании бандитских и грабительских групп и других чрезвычайных происшествиях доносить по телеграфу — немедленно.

* * *

При организации и проведении операции принять исчерпывающие меры к тому, чтобы не допустить: перехода репрессируемых на нелегальное положение; бегства с мест жительства и особенно за кордон; образования бандитских и грабительских групп, возникновения каких-либо эксцессов.

Своевременно выявлять и быстро пресекать попытки к совершению каких-либо активных контрреволюционных действий.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(Н. ЕЖОВ)

ВЕРНО: М.ФРИНОВСКИЙ

ЦА ФСБ РФ, Ф.66, Оп. 5. Д. 2 Л.155-174. Подлинник

АП РФ. Ф 3. Оп.58. д.212. Л-59-78. Подлинник

 

 

Сводка № 11 ГУГБ НКВД СССР об арестованных и осужденных на основании оперприказа НКВД СССР № 00447

Не ранее 30 сентября 1937 г.

Народному комиссару внутренних дел Союза ССР генеральному комиссару госбезопасности т. Ежову

I.

Всего на 30 сентября 1937 г. арестовано — 248 244 чел., из них: бывших кулаков — 108 060 [чел.], уголовников — 72 755 [чел.], другого контрреволюционного элемента — 52 518 [чел.], нет разбивки на 14 891 [чел.].

В общем количестве арестованных имеются: а) 9245 чел. арестованных транспортными органами; б) 9440 [чел.] арестованных УНКВД Западно-Сибирского края по контрреволюционной организации «РОВС».

II.

Всего на 30 сентября 1937 г. осуждено — 143 339 чел.

а) по 1 категории — 83 600 чел. Из них: бывших кулаков — 40 676 чел., уголовников — 19 433 чел., другого контрреволюционного элемента — 23 020 чел., нет разбивки на 471 чел.

б) по 2 категории — 59 739 чел. Из них: быв. кулаков — 27 286 чел., уголовников — 19 707 чел., другого контрреволюционного элемента — 12 746чел.

В общем количестве осужденных имеются:

а) 3968 чел. осужденных по линии транспортных органов. Из них: осуждено по 1 категории — 2299 чел., по 2 категории — 1669 чел.

б) 7556 чел. осужденных тройкой УНКВД ЗСК по контрреволюционной организации «РОВС». Из них: осуждено по 1 категории — 6103 чел., по 2 категории — 1453 чел.

 

 

Сводка № 29 ГУГБ НКВД СССР об арестованных и осужденных на основании оперприказа НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 г.

Не ранее 1 января 1938 г.

I.

Всего на 1 января 1938 г. арестовано — 555 641 чел. Кроме того, арестовано УНКВД Новосибирской обл. и Алтайского края по контрреволюционной организации «РОВС» — 22 108 чел.

В числе арестованных по приказу № 00447 имеется: бывших кулаков — 248 271 чел., уголовников — 116 506 чел., другого контрреволюционного элемента — 162 594 чел., нет разбивки — 28 270 чел.

В общем количестве арестованных по приказу № 00447 имеется 22 236 чел. арестованных транспортными органами.

II.

Всего на 1 января 1938 г. осуждено — 553 362 чел. Кроме того, осуждено УНКВД Новосибирской обл. и Алтайского края по контрреволюционной организации «РОВС» — 22 108 чел. Из числа осужденных, согласно приказа N° 00447 осуждено:

а) по 1 категории — 239 252 чел., из них: бывших кулаков — 105 124 чел., уголовников — 36 063 чел., другого контрреволюционного элемента — 78 237 чел,, нет разбивки на 19 828 чел.

б) по 2 категории —314 110 чел., из них: бывших кулаков — 138 588 чел., уголовников — 75 930 чел., другого контрреволюционного элемента — 83 591 чел., нет разбивки — 16 001 чел.

Из числа осужденных по контрреволюционной организации «РОВС» осуждено по 1 категории — 18 530 чел., по 2 категории — 3578 чел.

В общем количестве осужденных по приказу № 00447 имеется 17 598 чел., осужденных по линии транспортных органов. Из них: осуждено по 1 категории — 6727 чел., по 2 категории — 10 871 чел.

 

 

Проект приказа НКВД СССР о «недочетах подготовки и проведения массовых операций» на Украине

Февраль 1938 г.

Народному комиссару внутренних дел УССР

Начальникам управлений НКВД УССР по Киевской, Харьковской, Одесской, Винницкой, Черниговской, Полтавской, Каменец-Подольской, Житомирской, Днепропетровской и Донецкой областям

Начальникам оперативных групп облуправлений НКВД УССР

Начальникам УПВО НКВД УССР и 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 пограничных отрядов

Начальникам 3, 4, 5,6, 8 и 11 отделов УГБ НКВД УССР

Народным комиссарам внутренних дел союзных и автономных республик

Начальникам управлений НКВД краев и областей РСФСР и Казахской ССР

Начальникам ДТО ГУГБ НКВД

Начальникам 3, 4, 5, 6, 8 и 11 отделов ГУГБ НКВД

За последние 8-9 месяцев 1937-1938 гг. аппарат УГБ НКВД УССР проделал большую работу по разгрому шпионо-троцкистских, правых, военно-фашистских, националистических и иных антисоветских сил на Украине. Одновременно, начиная с августа 1937 г., украинские чекисты вели, в общем, значительную работу по разгрому антисоветских и шпионских баз методом массовых операций.

В процессе этой работы, прежде всего и главным образом по массовым операциям, на Украине были совершены некоторые ошибки и допущены крупные недочеты, недостаточно до сих пор осознанные и мало понятые руководителями и работниками УГБ НКВД УССР. Продолжающееся действие этих промахов, уже значительно снизивших результативность проведенной ранее работы по массовым операциям, тормозит дальнейший ход и развертывание их, препятствует полному завершению начатой ликвидации активных антисоветско-шпионских сил на Украине.

Без четкого уяснения природы и сущности этих недочетов, без решительного устранения их в минимальные сроки невозможен нужный разворот работы по полной ликвидации кулацко-повстанческой, украинско-националистической, белогвардейской и шпионской базы на Украине.

Недочеты проведения массовых операций в УССР

При личном ознакомлении в Киеве (обследовании оперативной бригадой ГУГБ НКВД СССР), во второй половине февраля 1938 г., с результатами работы НКВД УССР и областных управлений НКВД УССР по ликвидации кулацких, националистических, белогвардейских, польских, немецких, румынских и иных антисоветских контингентов выявлен ряд существеннейших недочетов в проведении массовой работы на Украине.

Хотя общий размах оперативного удара, судя по количеству репрессированных, был весьма значительным, однако, конечный политический эффект операцией достигнут не был вследствие того, что вся работа по массовым операциям проводилась на низком оперативно-политическом уровне. Это обстоятельство, явившееся прямым следствием недостаточной партийности аппарата НКВД УССР и его руководителей, главным образом, привело к тому, что в работе по массовым операциям на Украине отсутствовала целеустремленность чекистских действий, не было нацеленного удара по наиболее опасным руководящим, организаторским, активнодействующим кулацко-националистическим, белогвардейским и шпионским кадрам. Отсюда неизбежно рождалась и процветала вредная погоня за голыми количественными показателями выполнения и перевыполнения «лимитов», арестовывали распыленную антисоветскую низовку, а руководящие вражеские кадры и возглавляемые ими антисоветские организации из-под удара уходили.

При имевшейся к началу операции крайней слабости учета и осведомительной работы нужно было особенно тщательно, оперативно и на высоком политическом уровне направлять и вести работу по операциям, чтобы ликвидировать действительно наиболее активные и верхушечные силы врага. Вместо этого большей частью арестовывали находившихся на поверхности антисоветчиков (состав церковных двадцаток, костельный актив, отдельные носители антисоветских и антиколхозных настроений, рядовой повстанческий и белогвардейский состав и пр.), а наиболее законспирированные и организованные кулацко-белогвардейские и шпионские формирования оставались невскрытыми. Отсутствие необходимой оперативно-политической целеустремленности в массовых операциях привело также к тому, что мало обращалось внимания на националистические формирования типа махновских, петлюровских, их связи с закордонными эмигрантскими центрами, переплетения с иностранными разведками.

Другим важнейшим недочетом работы по массовым операциям на Украине было проведение ее в некотором отрыве от местных условий, без достаточного учета специфики тех или иных областей, особенностей периода гражданской войны и последующих лет классовой борьбы, вне конкретной связи с политическим и хозяйственным значением данного района. В результате этого осталась не разгромленной и не полностью ликвидированной значительная антисоветская и шпионская база в пограничных районах, особенно в Каменец-Подольской обл., где оперативный удар был совершенно недостаточным; очень слабо очищены областные центры и города, промышленность и транспорт. В деревнях же, где удар был более основательным, чем в городах, он пришелся, прежде всего, по районам, находившимся в непосредственной близости к пунктам оперативных групп; в более удаленных от опергрупп районах выявление антисоветских элементов было крайне слабым и репрессирование их явно недостаточным.

Наконец, третьим крупнейшим недочетом работы по массовым операциям на Украине было совершенно недостаточное развертывание следственной проработки арестованных контингентов, низкий уровень следствия даже в том объеме, в каком оно велось в одних местах, и почти полное отсутствие его во многих случаях — в других.

В итоге, репрессированные кулаки, националисты, шпионы либо осуждались несознавшимися (по отдельным областям количество сознавшихся едва достигает 20-30-40%), либо, в лучшем случае, показывали только о своей личной подрывной деятельности, утаивая свои организационные связи и руководителей антисоветской работы. Видимо, некоторые работники НКВД Украины решили, что установленный моими приказами №№ — 00447 и 00485— 1937 г. упрощенный порядок осуждения арестованных по массовым операциям освобождает их и от следствия по этим делам. Между тем, в этих именно приказах давались указания о тщательной следственной работе, исчерпывающем выявлении наиболее активных и верхушечных вражеских кадров, полном установлении всех преступных связей арестованных кулаков, белогвардейцев, националистов, шпионов. Забвение этого элементарного для чекиста требования, отсутствие постоянной острой тревоги о том, что уносит с собой осужденный враг, и привело к тому, что на Украине еще сегодня безнаказанно разгуливает немало крупнейших и опаснейших организаторов диверсии, повстанчества, шпионажа.

Недостатки в подготовке дальнейших массовых оперативных ударов

Сейчас, когда все аппараты УГБ НКВД УССР находятся в периоде нового этапа массовых операций, который должен, наконец, обеспечить действительно полную ликвидацию наиболее активных организаторских антисоветских кадров (приказ № 00447 — 1937 г.) и шпионских контингентов (приказ № 233 — 1938 г.), украинские чекисты должны усвоить, что важнейшим условием выполнения этой высокоответственной задачи является тщательная оперативно-политически нацеленная подготовка операции, прежде всего правильное определение и учет подлежащих репрессированию контингентов. Между тем, ближайшее ознакомление с проведенным в настоящее время учетом для подготовки дальнейшего оперативного удара показало, что этот учет качественно неудовлетворителен, отражает прежнюю болезнь погони за голой цифрой, не устраняет недочетов предыдущего этапа массовых операций и не обеспечивает положительного решения задачи, стоящей перед НКВД УССР.

Главнейшими недостатками проделанной сейчас учетной работы являются:

1. Крайняя общность, поверхностность и неконкретность учета таких контингентов, к репрессированию которых нужно подходить строго дифференцированно, а часто и сугубо индивидуально. Так, например, по всем областям УССР сейчас учли около 10 тыс. исключенных из КП(б)У и огульно расценивают их в качестве категории, подлежащей репрессированию. Между тем, ЦК ВКП(б) неоднократно указывал, и это достаточно очевидно, что исключение из партии не может само по себе являться основанием для ареста. Исключенцы должны нами учитываться, но не для огульного репрессирования, а для систематической проработки их осведомлением, агентурой в целях выявления происходящих в этой среде процессов и ареста конкретно тех, которые проявляют те или иные антисоветские намерения.

Также неудовлетворительно организован учет русских военнопленных, т.е. лиц, служивших в царской армии и находившихся в австро-германском плену во время империалистической войны. Самый факт пребывания в иностранном плену также ни в коем случае не является основанием для репрессирования, а огульный учет всех без изъятия военнопленных не нужен и даже вреден: на Украине живет около двух с половиной миллионов лиц, побывавших в плену, и повальное учитывание их только загромоздит и засорит нашу учетную работу. Мы должны выявлять, учитывать, разрабатывать и репрессировать не всякого военнопленного, а таких, которые либо содержались в специально создававшихся иностранными разведками лагерях для пленных-украинцев, татар и других, и, следовательно, обработанных разведкой; либо таких, которые сохраняют с заграницей связь, что дает основание подозревать в шпионаже; бывших военнопленных, проявляющих себя антисоветски, что может являться результатом его работы по заданиям разведки и т.п.

Наряду с совершенно правильным учетом для последующего репрессирования такой определенной категории, как кулачество, на Украине совершенно неконкретно учитывается категория, именуемая «контрреволюционные кулацкие элементы», без должного отражения, кто именно учтен: колхозник, бедняк или середняк. Надо твердо помнить, что если кулака мы репрессируем именно по одному этому признаку, то по категориям «контрреволюционный кулацкий элемент» и «сельская контрреволюция» в случаях, когда речь идет о бедняке, середняке, колхознике, сельском учителе или враче, их можно репрессировать только на основании конкретных материалов, уличающих их в антисоветской деятельности.

Недопустимо обобщен также учет бывших петлюровцев, гетманцев, махновцев, политбандитов, участников антисоветских восстаний, бывших белых. По этим контингентам в первую очередь должны быть учтены и репрессированы офицеры, командный состав, атаманы, организаторы и главари банд и восстаний, добровольцы антисоветских армий, подучетники, имеющие связь с закордоном, лица, на которых имеются компрометирующие материалы, реэмигранты, каратели, гетманские, петлюровские и белые чиновники. Весь остальной ход операции и репрессирование рядовой массы этих категорий должно решить качество следствия по делам репрессируемого в первую очередь актива. Абсолютно недопустимо, чтобы в целях быстрейшего и формального выполнения «лимитов» удар был нанесен только и без разбора по всей рядовой массе бывших петлюровцев или третьестепенным участникам банд и восстаний. Эту рядовую массу необходимо твердо и полно учесть, хорошо освещать, но арестовывать (если они не кулаки) только по показаниям, агентурным или иным материалам, уличающим их в антисоветской деятельности.

Также четко надо определять первоочередной состав репрессируемых в порядке приказа № 00447 по другим категориям учета, а именно:

По украинским националистическим элементам должны (кроме указанных выше) быть полностью учтены и репрессированы все активные националисты, ранее получившие незначительные наказания, либо по тем или иным причинам прежде не привлекавшиеся к ответственности; бывшие участники националистических организаций, связанные с зарубежными националистическими организациями и эмигрантскими деятелями; представители гетманской, петлюровской, белой сельской и городской администрации.

По церковникам оперативный удар должен быть прежде всего нанесен по черному и белому духовенству, проникшему в промышленность и на транспорт, а также по духовенству, имеющему связи с закордоном, затем по верхушке церковного актива, не допуская подведения под эту категорию верующих вообще.

По сектантам задача заключается в том, чтобы в первую очередь репрессировать руководящую верхушку сект и сектантских проповедников; репрессирование же ряда сектантов проводить только на основании конкретно-уличающих материалов.

В отношении участников антисоветских партий необходимо в первую очередь учесть и арестовать руководящий, активный и кадровый состав эсеров, меньшевиков, анархистов и др.; аресты рядовых участников антисоветских партий производить на основе уличающих следственных и агентурных материалов. По этой категории необходимо обеспечить глубокую следственную работу, имея в виду, что задачей репрессирования актива антисоветских партий является вскрытие существующего организованного эсеровского, меньшевистского, сионистского, дашнакского (на Харьковщине) и т.п. антисоветского подполья.

2. Совершенно недостаточен учет контингентов, подлежащих репрессированию в областных центрах, городах вообще и пунктах расположения военных гарнизонов, что может вновь привести к повторению и закреплению одного из важнейших недочетов предшествующего периода массовых операций - слабой очистке городов. Ведущая роль города в нашем социалистическом

государстве особенно велика и сложна, поэтому очистка его от враждебных Советской власти элементов имеет особое политическое значение и должна быть полностью доведена до конца.

3. Обезличены географически и крайне обобщены новые учетные данные по контингентам, подлежащим репрессированию в масштабе области, и по районам — внутри областей. Это обстоятельство, особенно в связи с отсутствием проанализированных итогов уже проведенной операции по отдельным районам, создает опасность того, что районы, в которых оперативный удар был наиболее слабым, по-прежнему останутся недостаточно очищенными. В результате

этого слабо учтены для репрессирования категории, предусмотренные приказом № 00447 — 1937 г., а также совершенно недостаточно выявлены новые контингенты по польской, немецкой, румынской операциям, являющимся для Украины основными в разгроме и ликвидации шпионских баз.

Необходимые мероприятия

В целях решительного устранения отмеченных выше недочетов и для обеспечения высокого оперативно-политического качества дальнейшей работы по массовым операциям

Приказываю:

1. Проведенный учет подлежащих репрессированию по массовым операциям немедленно пополнить, обеспечив операции, прежде всего, в городских центрах.

2. Немедленно подвести итоги операции по районам, конкретно выявив участки, наиболее слабо охваченные операцией, особо тщательно проверить по этим районам новый учет намеченных к аресту и принять все меры к его пополнению. Для наиболее глубокого проведения операции и обеспечения очистки районов, которые были ранее наиболее слабо охвачены операцией,

дислоцировать в этих районах оперативные группы областных управлений НКВД УССР.

3. Дополнительно провести в УССР специальную операцию по чехам, с рассмотрением дел в порядке приказа № 00485. Аресту подвергнуть следующие категории: а) лиц, связанных с чешскими дипломатическими учреждениями, находившимися на территории Украины; б) бывших чешских легионеров; в) антисоветский, националистический актив чешских колоний, связанный с заграницей; г) кулачество и духовенство чешских колоний; д) политэмигрантов из Чехословакии, за исключением лиц, проверенных и заслуживающих доверия.

4. При дальнейшем проведении операций по польской, немецкой, румынской и другим линиям иностранных разведок полностью репрессировать, прежде всего, следующие категории: а) спецпереселенцы из пограничной полосы; б) перебежчики; в) военнопленные польской армии; г) военнопленные Красной Армии, находившиеся в польских лагерях, в тех случаях, если они не вернулись на родину непосредственно после заключения Рижского мира; д) военнопленные германской и австро-венгерской армий, особенно командный и унтер-офицерский состав; е) военнопленные царской армии, находившиеся в Германии в специально организованных лагерях (немецких, украинских, татарских и т.п.); ж) актив ранее существовавших немецких пангерманских организаций и союзов («Союз меннонитов28», «Союз колонистов германской расы», «Союз

немцев Черноморья» и т.п.); з) лица, связанные с иностранными посольствами, консульствами; и) старослужащие иностранных фирм и акционерных обществ, принадлежащие к следующим категориям: доверенный состав (директора, уполномоченные акционеры, лица, поддерживающие связь с иностранными фирмами после революции); к) служащие так называемых контор по наведению справок о кредитоспособности (в связи с этим поднять все материалы о личном составе таких контор на Украине), которые известны как прикрытие работы германской разведки в дореволюционные период; л) офицеры и солдаты румынской армии, оставшиеся на территории СССР.

5. Устанавливаемые в соответствии с приказом № 00447 лимиты использовать исключительно для репрессирования следующих категорий: а) офицерский и командный состав и добровольцы белой, петлюровской и гетманской армий; б) атаманы, главари, организаторы банд, повстанческих организаций и антисоветских восстаний, в) реэмигранты, г) представители царской, петлюровской, гетманской и белой администрации; д) бывшие активные участники украинских

националистических организаций; е) лица, связанные с зарубежными украинскими националистическими организациями и деятелями, и при отсутствии перспективы их агентурного использования; ж) черное и белое духовенство, проникшее в промышленные предприятия, на транспорт, и духовенство, связанное с закордоном; з) сектантские руководители и проповедники; и) бывший руководящий и кадровый состав антисоветских партий (эсеры, кадеты, меньшевики, сионисты, боротьбисты29, анархисты) и члены этих партий, боровшиеся против Советской власти во время Гражданской войны и позже; к) бывшие контрразведчики, полицейские, вартовые, жандармы и каратели; л) бывшие кулаки; м) бывшие фабриканты и помещики; н) бывшие члены «Союза русского народа», «Союза Михаила Архангела» и активные черносотенцы; о) все подучетные элементы, на которых имеются конкретные компрометирующие материалы, если они не охватываются перечисленными выше категориями.

6. При представлении отчетных сведений по операции указывать количество арестованных по каждой категории в отдельности, особо выделяя количество вновь арестованных по материалам, полученным следственным путем, и давая краткое описание вновь вскрытых организованных антисоветских формирований.

Народный комиссар внутренних дел СССР генеральный комиссар государственной безопасности Ежов

ЦА ФСБ РФ. Ф. 3. Оп. 5. Д. 4. Л. 2-15. Копия.

Датируется по содержанию документа.