Из трудов Лаврентия Похилевича

Лаврентий Иванович Похилевич родился 10 августа 1816 года в селе Горошкове Таращанского уезда Киевской губернии (ныне Тетиевский район). Родители – приходский священник Свято-Богословской церкви Иван Мануйлович Похилевич и его жена Марфа Ивановна.

 

1 сентября 1833 года после окончания Киевского уездного духовного училища Похилевич поступил в Киевскую духовную семинарию и через шесть с небольшим лет, завершив курс обучения, 30 апреля 1840 года поступил на службу в Киевскую духовную консисторию, а 3 октября того же года был назначен столоначальником. В апреле 1843 года был переведен на должность помощника секретаря консистории. В 1850-х годах одновременно исполнял обязанности делопроизводителя в губернском комитете по обеспечению сельского духовенства.

 

Первая книга Лаврентия Похилевича под названием «Сказания о населённых местностях Киевской губернии» вышла в 1864 году. Она была отпечатана Лаврской типографией в количестве 1050 экземпляров. В 1865 году Петербургской Академией наук книга была удостоена малой Уваровской премии.

 

В 1865 году Л. Похилевич издал книгу «Монастыри и церкви города Киева», а в 1887 году - книгу «Уезды Киевский и Радомысльский».

 

Похилевич закончил службу в Киевской духовной консистории 25 августа 1864 года. В 1877-ом приобрёл 445 десятин земли при селе Воздвиженске Радомысльского уезда, где и прожил последние годы. Умер Лаврентий Иванович 18 марта 1893 года, похоронен на погосте Воздвиженской церкви. На могиле – установленная в 1898 году надгробная плита с надписью: «Надворный советник Лаврентий Иванович Похилевич. Автор сказаний о населённых местностях Киевской губернии. 10.VIII.1816 – 18.III.1893 год. Помилуй мя Боже, помилуй мя». Сейчас село называется Любимовкой и входит в состав Вышгородского района.

Из "Сказаний о населенных местностях Киевской губернии"

РАДОМЫСЛЬ, уездный город, лежит к северо-западу от Киева, в 90верстах расстояния и в 17 от Киево-Брестского шоссе, с коим соединен с недавнего времени телеграфом; на крутой возвышенности, немного наклонной к северу и ограниченной с востока сплавною рекою Тетеревом и впадающими в него с левой стороны речками Мыкой и Сухарною. Первоначально город занимал другое место между реками Мыкою и Тетеревом и назывался Мыкгородом. Это название до сих пор удержало означенное место. О Мыкгороде, или Мыческе над Тетеревом, упоминается в древних летописях под 1150 г. по случаю отступления вел. князя Киевского Изяслава пред Владимиром Галицким от реки Уши чрез Мычск, Вздвиженск, Белгород к Киеву. Причем говорится, что Изяслав останавливался у Святославовой криницы, откуда недалеко стояли Галицкие полки так, что сторожа видели галицкие огни. На этом ночлеге Изяслав велел разложить свои огни, чтобы обмануть неприятеля; а сам ночью двинулся к Мычску и перешел Тетерев. После бегства Изяслава Владимир Галицкий взял Мычан на щит и потребовал у них выкуп серебром в таком количестве, что они принуждены были отдать серебряные украшения, носимые в ушах и на шеях. В грамоте князя Киевского Владимира Ольгердовича (княжил с 1387 по 1393 г.) упоминается о Радомысле под именем Мыцко над Тетеревом с руднею (в прошлом «рудня» - небольшое предприятие по выплавке железа); а еще прежде город Мыческ упоминается в известной грамоте великого князя Андрея Боголюбского, коею он подарил Мыческ Печерскому монастырю. Когда в Мыкгороде, или Мычске стало жителям тесно, а распространить его не было возможно, потому что окрестности низменные и затоплялись весенними водами, тогда, по сохранившемуся преданию, Мычане собрали раду, или совет, на коем положили: заложить на надречых высотах новое селение назвав его Радомыслем. Удобство местоположения нового селения привлекло туда всех жителей; а Мыкгород обратился мало-по-малу в пустое городище и в предместье, где и ныне живут в нескольких домах беднейшие мещане.

В 1693 году Радомысль держал сторону, как и подобает, Палея; почему Ляхи напали на небольшую козацкую дружину состоявшую под предводительством швагра Палиева. Козаки близ нынешней деревянной церкви долго отбивались от Ляхов; но наконец принуждены были ретироваться в Коростышев. Вообще в ХVII и ХVIII веках Радомысль был незначительным местечком, принадлежавшим сначала к Лаврским имениям. При Лаврском архимандрите Елисее Плетенецком здесь была заведена бумажная фабрика, снабжавшая бумагою лаврскую типографию. Это способствовало экономическому значению Радомысля среди окрестных местечек; а еще более значение города увеличилось с 1746 года, когда он сделался резиденциею униатских киевских митрополитов, которые, пользуясь покровительством польского правительства, не могли однако же никогда добиться чести, как и латинские епископы носившие название Киевских, жить в Киеве; потому что Киев твердо держался единения с православною, а не папско-католическою церковью. Сами впрочем униатские митрополиты редко живали в Радомысле, содержа здесь лишь свою консисторию. По упразднении униатской киевской митрополии в 1795 году Радомысль поступил в казенное ведомство; а при учреждении губернии в 1797 году вошел в состав уездных городов. Во вновь образованном городе тогда считалось: мещан мужского пола - христиан 405, евреев 1424. В настоящее время число жителей определяется таким образом: дворян, чиновников, духовенства и солдат свыше 300 обоего пола, купцов христиан 2, евреев; мещан христиан плативших до 1886 года подушную подать по 58 к. с души мужского пола 27314, евреев 1489; по вероисповеданию совместно с предместьями Лутовкою и Папирнею: православно-кафоликов 2677, русских раскольников 6; римско-католиков 343, евреев 3260. След, по последнему счету 6264 о. п., а по календарю (Гацука) за 1885 год 8579. Земли городу принадлежит 2545 десятин, большею частью на правой, или луговой стороне Тетерева. Чтобы яснее представить состояние в настоящее время города Радомысля, после многих опустошительных пожаров, коим он подвергался в последнее десятилетие, следовало бы сказать, что нам известно о положении его хозяйства, числе и величине в нем построек, заводов, промышленных и торговых заведений, количестве доходов и расходов. Но как наши уездные города улучшаются чрезвычайно медленно, особенно Радомысль, расположенный вне бойких сообщений: то здесь ограничимся указанием на известное статистическое описание Фундуклея, коего показания в этом отношении почти не изменились. Для городов установлены относительно недавно кое-какие порядки, на основании коих ожидаются улучшения в будущем. Городовое Положение 1870 года, как слышно, пересматривается в особой комиссии (Кохановской), которая без сомнения исправит недостатки оного. Желательно особенно запрещение под страхом наказания: принимать звание Гласных, а на обязанности; смотреть городское хозяйство спустя рукава и обременять жителей и собственность их в городах долгами без ограничения, растратами и назначением произвольных наград и содержания членам управ; устраивать Банки с ответственностью не распорядителей, а городского имущества. Приводим здесь смету на 1882 год доходов города Радомысля, заимствованную нами из Киевской Губернской Ведомости. Доходы мы разделяем по источникам на несколько разрядов, чего впрочем не сделано в напечатанной городской смете.

Доходы постоянные города Радомысля никого не стесняющие:

  1. С полевых пахотных и сенокосных земель                                   591 руб. 58 коп.
  2. С выгонной земли, занятой некоторыми жителями под огороды (187 р. 38 к.), с усадьбы при пароме (5 р.) и в предместье Рудне (153 р. 48 к.)       345 руб. 86 коп.
  3. С выгонной земли, отданной в аренду под скотобойню (25 р.), Потиевского (3 р.), под кирпичный завод (37р. 15 к.), под огород инвалидной команды (15р.), под пастбищем на выгоне и в лесу (17 р. 35 к.), под рыбным озером и тонями (36 р.) 133 руб. 50 коп.
  4. С мест на площади занимаемых мелкими торговцами (80р.), меняльными столиками (20р.), под балаганами в ярмарочные дни (100р.), под будкою для зельтерской воды (10 р.), с шалаша для обжорного ряда (645 р. 25 к.), с городского навеса для общественных весов и мер и с 4-х при нем лавок (226 р. 25 к.), с городских капитальных лавок и погребов под ними (1247р. 35 к.), с подвижных лавок и балаганов (885 р. 27 к.)                           3214 руб. 12 коп.
  5. С городских построек занятых войсками: постоянными (400 р.) и временно кадром запасн. бат. (186 р. 50 к.) 587 руб. 50 коп.
  6. С городского леса (не объяснено с валежника ли, или продажею строительного материала) 50 руб. 00 коп.
  7. С земли в лесу под хуторами (114 р.), (92 р.), горшечною глиной (12 р.) 218 руб.
  8. С моста и паромной переправы 610 руб.
  9. % от городского капитала, находящего в кредитном учреждении 75 руб.

 

Доходы от налогов хотя необходимых, но стеснительных для бедных горожан и приезжающих в город по необходимости.

   10. Налоги на постоялые дворы (67 р. 50 к.), кожевенные заводы (100 р.), со всех частных домов и усадьб (1330 р.), т трактиры (202 р. 50 к.) 1700 р. к.

 

Итого постоянных доходов 7525 р. 56 к.

 

Доходы случайные:

  1. Сбор с лиц, проживающих в селах, но считающихся Радомысльскими мещанами (не показано в напеч. смете)
  2. От взыскания недоимки давних годов и пени за несвоевременный взнос (из этой суммы назначать бы содержание городским деятелям) 1300 р. - к.
  3. От взыскания с бывшего городского головы украденных городских денег 142 руб. 48 коп.
  4. От возврата бывшим гласным Колоском растраченных им денет 62 руб. 40 коп.
  5. От продажи городской земли частным лицам под строения 100 руб.
  6. Пожертвованных евреями из коробочного сбора 500 руб.

Итого случайных доходов 2104 р. 88 к.

Доходы представленные городу правительственной властью:

  1. 25% сбора с купеческих свидетельств (некоторые купцы не живут и не имеют торговли в Радомысле) 500 р. 
  2. 10% сбора с промыс. свидетельств на молочный торг и билеты 550 руб.
  3. 20% сбора с патентов на продажу питей 550 руб.
  4. 1/4% сбора от засвидетельствования нотариусами контрактов и векселей 1100 руб.

Итого дохода с регалий 2700 р.

 

А всего город имел доходу в 1882 г. 12330 рублей 44 копейки

Касательно расходов г. Радомысля в 1882 г. из сметы видим:

  1. что они достигали суммы 12409р., след, превышают доход;
  2. что они употреблены, как и в прочих городах главным образом на содержание Городской Управы, членов ее и, косвенно, крикливейших Гласных, которые не изобрели пороха и не построили Городского Дома с лавами; а научились заседать не на лавах, как давние Лшгики в городах и местечках Западной Руси, а в вольтеровских креслах. Между тем злоупотребляя пропуском в Городовом Положении закона, определяющего содержание градоправителей по средствам городов и запрещения распоряжаться в текущем году доходами будущего времени, они без церемонии назначают награды и большое содержание и обременяют города долгами; а богачи, учреждая банки, якобы взаимные, сами без взаимности обогащаются; а ответственность за беспорядки, растраты, по их небрежности, происшедшие возлагают на имущество неповинных...