Веприн в литературе

Портрет Михаила Чайковского-Садык-Паши. Художник Олещинский
Портрет Михаила Чайковского-Садык-Паши. Художник Олещинский

Веприн неоднократно упоминается в книге Хитриченко "Тропой народного гнева", но - оказывается - это не единственный его вклад в литературу.

Поиски всего мало-мальски связанного с Веприном оказались неожиданными: оказывается, Веприн стал местом, где разворачивается действие целого литературного произведения – гавенды Михаила Чайковского «Старокиевляне. 1809» ("Staro-Кijowianie. 1809"). Гавенда («gawenda») – беседа, разговор; рассказ, сказ; сплетня, россказни – особый вид повествования, ведущегося от лица рассказчика-сказителя, жанр, чрезвычайно популярный в польской литературе XIX века. Гавенда, действие которой разворачивается в Веприне, является частью сборника Чайковского «Гавенды» (Gawedy, Paris, 1840), в который также вошли гавенды: "Овручане. 1794" ("Owruczanie. 1794"), "Житомиряне. 1812" ("Żytomierzanie. 1812"), "Лучане. 1812" ("Łuczanie. 1812"), "Битва под Молочками. Рассказ жида" ("Bitwa pod Mołoczkami. Opowiadanie Żyda"), "Битва под Ильжею. Полковые воспоминания"("Bitwa pod Iłżą. Wspomnienia pułkowe "), "Тринадцатый. Полковые воспоминания" ("Trzynasty. Wspomnienia pułkowe "), "Битва под Лейпцигом" ("Bitwa pod Lipskiem"), "Савелий. Полковые воспоминания" ("Sawelej. Wspomnienia pułkowe"), "Максим Штрос. Украинские воспоминания" ("Maksym Sztros. Wspomnienia ukraińskie"), "Зимняя ночь. Гальчинская воспоминания" ("Zimowa noc. Wspomnienia z Halczyńca"), "Весенний день. Гальчинская воспоминания" ("Dzień jesienny. Wspomnienia z Halczyńca").

 

К глубокому сожалению, текста произведения я не нашел ни на русском (по всей видимости, оно не переводилось), ни на польском языке. Поиски продолжаю. Поэтому, буду петь с чужих слов, а закончу (опять же с чужих слов) краткой биографией Михаила Станиславовича Чайковского – авантюриста и заговорщика, писателя и военного, человека трижды менявшего веру.

Гавенде "Старокиевляне. 1809" предшествует краткий исторический очерк Правобережной Украины, бывшего Киевского воеводства, в которое входили Житомирский, Киевский и Овруцкий уезды. Действие гавенды происходит в мае 1809 года во время Бердичевской ярмарки в селе Веприн (теперь село Радомышльского района Житомирской области), где жил герой гавенды Михаил Галецкий. Время начала наполеоновских войн, помощи французов в воссоздании Варшавского княжества и надежд на возрождение независимой Польши выбрано не случайно. В Веприн собрались Станислав Вонсович, Юзеф Залесский, Станислав Карвицкий, Войцех Прушинский, овручане Тадеуш Тележинський, Целестин и Николай Третьяки, Юзеф Трипольский и даже чех Юзеф Шлемер, а также Вороничи, Гленбоцкие, Олизары, Пиенковцы.

Художественная ценность этой гавенды граничит между эффектом эстетического катарсиса и публицистической суггестивностью, которая в некоторых фрагментах напоминает инструкцию по конспиративной работе: "В Веприне было заведено, что за каждую добрую весть или предупреждение (о тайных действиях или намерениях российской власти) жид или благочестивый получал корец зерна, разрешение на выпуск водки, или даже больше - соответствующую стоимость товаров, если в этом пан был заинтересован ".

Корец - мера сыпучих тел, приблизительно равнялась 120 литров или веса, приравнивалась 98 кг

 

Герои произведения искренне делятся между собой опытом конспиративной работы; как, например, легально собирать средства на восстание за якобы "проигрыш" в карты. Автор убедительно показывает время роста и гибели надежд из-за измены французского правительства, заключившего соглашение о мире с Александром II: "Поумнел поляк после проигрыша... Поляк помудрел, свое сделал и больше уже не дурак"

Вывод, к которому автор довольно прозрачно подталкивает читателя, заключается в том, чтобы надеяться только на себя, необходимости сплоченности волынского общества, единства действий и благочестивой цели.

Цитируется по: Владимир Ершов, «Особливости мемуаризации простору Правобережной Украины в творчестве Михаила Чайковского».

Михаил Станиславович Чайковский (Michał Czajkowski, он же Садык-паша 1804, Гальчинцы, Житомирского уезда — 6 января 1886, Борки Черниговской губернии) - писатель-казакофил, участник польского восстания 1830 года, офицер турецкой армии. Родился в селе Гальчинцы, Житомирского уезда, недалеко от Бердичева, был сыном Станислава Чайковского, подкомория Житомирского, городничего воеводства Киевского, и Петронеллы Глембоцкой и происходил из древнего польского дворянского рода, переселившегося из Малой Польши на Волынь в XVII веке.

В детстве Чайковский лишился отца и первые годы жизни находился под сильным влиянием деда - крайнего украинофила и приверженца «аристократизма в духе казачества и шляхетства». В семье дед Чайковского был самодуром и деспотом: как старик Бульба, он стрелял в своего сына, служившего в русских войсках, и чуть не убил его. На 9-м году Чайковского отдали в школу англичанина Вольсея, где на него имел особенное влияние Гулак-Артемовский, известный украинофил. Из школы Вольсея Чайковский поступил в Межиречье-Корецкое, в лицей Волынский, руководимый ксендзами-пиаристами. На 16-м году Чайковский кончил лицей со степенью бакалавра математических и словесных наук и поехал в Варшаву, чтобы поступить в Университет.

Смерть матери помешала его поступлению в Варшавский университет, а последовавшая вскоре за тем смерть богача-дяди сделала его помещиком.

В 1830 году Чайковский женился на дочери богатого польского дворянина Карла Ружицкого и вскоре поступил офицером в войска бывшей польской армии, одним из полков которой командовал Ружицкий. Когда началось восстание, постепенно в него был втянут вместе с Ружицким и Чайковский. Они должны были собрать в лесах под начальство Тадеуша Струмиллы, наполеоновского ветерана, 800 всадников и 2000 пехоты. Во время этих приготовлений явился в имение Чайковского адъютант генерала Левашева с приказанием арестовать управляющего, а самого Чайковского вызвать для личных объяснений в Житомир. Крестьяне, любившие своего помещика, чуть не повесили офицера и жандармов. Этот инцидент окончательно решил судьбу Чайковского: он решительно стал в ряды повстанцев вместе с Ружицким, полк которого принимал самое деятельное участие в восстании. 15 мая 1831 года Чайковский покинул свои поместья, оставив своим крестьянам дарственную запись на землю.

Все время, пока продолжалось восстание, он находился в рядах польских войск и вместе с ними перешёл австрийскую границу, когда восстание потерпело полную неудачу. Вместе с другими эмигрантами Чайковский через Германию отправился в Париж. В Париже у Чайковского прежде всего завязались отношения с польскими эмигрантами и, главным образом, с Чарторийским, которого он сильно полюбил. В Париже начинается и литературная деятельность Чайковского. Здесь он написал и издал: «Powiesci Kozackie» (Париж, 1837 г.), «Wernyhora» (П., 1838 г.), «Kirdzali» (П., 1841 г.); писал для периодики, а также был избран в члены исторического общества («Institut historique»).

В 1841 году по предложению Адама Чарторийского Чайковский был его дипломатическим агентом при кн. Вассоевиче, который задумал с помощью польских эмигрантов захватить черногорский престол. Когда же эта попытка кончилась неудачей, Чайковский был отправлен агентом в Константинополь с целью образовать постоянное казацкое войско для поддержки польского дела.

Он сумел добиться доверия Риза-паши, тогдашнего военного министра, фаворита султана. Чайковским была организована широкая агентура в Турции, Австрии, Сербии, Болгарии, даже на Кавказе у Шамиля. Кроме того, он основал на азиатском берегу Босфора две польских колонии («Алем-Дор» и «Адам-Кае»), из которых одна («Адам-Кае») имела 3000 жителей-поляков и находилась под покровительством Франции.

Когда власть перешла в руки Решид-паши и Фет-Ахмет-паши, друзей А. Чарторийского, Чайковский снискал полное доверие правительства, имел личные сношения с султаном Абдул-Меджидом и открыто выступал защитником интересов славянских турецких подданных. Он покровительствовал священникам Неофиту и Иллариону, основателям болгарской национальной церкви, боснякам, белокриницким старообрядцам; содействовал болгарам в развитии народного образования; был посредником между сербским правительством и Портой.

Чайковский всеми силами противился в 1848 г. сближению поляков с мадьярами, но после 1848 года усиленно покровительствовал беглецам из России и Австрии, чем вызвал крайнее против себя раздражение императора Николая I, который собственноручным письмом к султану требовал высылки Чайковского из Турции и добился от французского правительства, чтобы у Чайковского был отобран французский паспорт. Тогда Чайковский принял ислам, получил от султана пожизненный пенсион в 60000 пиастров и большое поместье близ Константинополя. В это же время он второй раз женился. Вторая его супруга была дочь Андрея Снядецкого, виленского профессора математики. Она влюбилась в русского генерала, который был послан в Турцию и там умер; она поехала разыскивать его могилу, попала в Константинополь, встретила здесь Чайковского и вышла за него замуж.

В 1853 году, с началом крымской кампании, Чайковский был призван в ряды турецкой действующей армии и назначен начальником всего казацкого населения Порты. Он сформировал регулярный казачий полк из славян христианских исповеданий, получивший впоследствии название «Славянского легиона. При осаде Силистрии князем Паскевичем Чайковский снабжал осажденную крепость провиантом, а по отступлении русских войск от Силистрии был призван командовать авангардом армии, которая должна была перейти Дунай и проникнуть в Румынию. После сражений при Журже и Фратешти Чайковский по пятам русской армии вошёл в Бухарест и занимал этот город со своими казаками в течение 15 дней, до прибытия Омер-паши. Позже он командовал 15000-ным корпусом, расположенным на Серете и Пруте, откуда был послан со своими казаками и некрасовцами в Добруджу, чтобы восстановить порядок в этой провинции. По заключении мира Чайковский был сделан румелийским беглербеем (начальник султанской кавалерии) и получил поручение очистить Балканы от разбойничьих шаек, размножившихся после войны; полк же его, в награду за службу, был внесен в список регулярных полков армии (низам). В течение двух лет Чайковский со своим полком искоренял разбойничество в Фессалии и Эпире, откуда был переведен в обсервационный лагерь на Косовом поле и снова отправлен на границы Греции по случаю революции, низвергшей короля Оттона.

С греческой границы кавалерия Чайковского была переведена в Константинополь и зачислена в гвардию султана, сам же Чайковский произведен в генералы и награждён орденом Меджидие II степени. В 1867 году он был послан в Болгарию, где вспыхнуло восстание. После 1863 года, с усилением польской эмиграции, в Турции против Чайковского начались интриги поляков, видевших в нём изменника народному делу. К этому присоединилось враждебное отношение молодой турецкой партии к национальным организациям (вроде Славянского легиона). Чайковский подал в отставку.

Вскоре он получил от русского правительства разрешение вернуться в Россию, куда и прибыл в конце 1872 года. По возвращении в Россию Чайковский принял православие (он был униатом) и поселился в Киеве. От русского правительства ему было назначено содержание; кроме того, он сохранил пенсию, выслуженную в Турции. За несколько лет до смерти он переселился в имение Борки, Черниговской губернии, где и кончил жизнь самоубийством в ночь с 5 на 6 января 1886 года.

Михаил (Михал) Чайковский родился в сентябре 1803-го года в селе Халчинец на Киевщине в семье польского шляхтича Станислава Чайковского.

Рано потеряв отца, Михаил с матерью переезжают на Волынь, в имение дяди – шляхтича Глембйовского. Этот немолодой шляхтич в 1812-м примкнул к наполеоновской армии, воевал против России, а при переправе через Березину спас жизнь Наполеону, отдав ему своего коня. О своих многочисленных подвигах Глембйовский распространялся в рукописной газете, издаваемой в его поместье. Все слуги и крепостные у Глембйовского были одеты на казацкий манер, обязательным для всех крепостных было еженедельное занятие военной муштрой. Михаил – по настоянию дяди – тоже был одет в казацкий жупан и с ранних лет занялся фехтованием, стрельбой, верховой ездой и изучением истории.

Позже Михаил поступил в Бердичевский лицей, по окончанию которого решил поступить на военную службу. Юноша уехал в Варшаву, где блистал в салонах и ресторанах, здесь же он стал членом масонской ложи. По настоятельному требованию дяди Чайковский вернулся в Халчинец, женился и приобщился к спокойному образу жизни захолустного помещика-провинциала.

В 1830-м году для Чайковского наступил переломный момент – умерла его молодая жена, а затем поляки подняли восстание. Он ушел добровольцем в польскую армию и принял участие в боях с российскими войсками. Но восстание подавили, и Чайковский оказался в эмиграции – в Париже, а его имение было конфисковано. В Париже Чайковский тесно сошелся с польскими эмигрантами, обосновавшимися в отеле «Ламбер». Душой эмигрантского общества был князь Адам Чарторыйский. Также в этой среде вращался поэт Адам Мицкевич. Михаил Чайковский начал писать рассказы и предлагать их местной польскоязычной газете. Рассказы начинающего автора привлекли к себе внимание читающей публики.

На протяжении короткого времени один за другим вышли книги Чайковского – сборник рассказов «Казацкие повести», романы и повести «Богдан Хмельницкий», «Стефан Чарнецкий», «Гетман Украины» и – наконец – роман «Вернигора» о гайдамацком восстании 1768-го года. Позже российский скульптор украинского происхождения Иван Мартос писал в своих воспоминаниях: «Сюжет и канву «Гайдамаков» Тарас Шевченко взял у Чайковского». Сам Шевченко просил Мартоса, когда тот собрался в Париж, передать экземпляр «Гайдамаков» Чайковскому с благодарностью…

В конце 40-х годов Чайковский разочаровался в обществе из отеля «Ламбер». Он поссорился с Чарторыйским, однако оставался в тесных дружеских отношениях с Адамом Мицкевичем. В то же время он познакомился с Александром Валевским – внебрачным сыном Наполеона Бонапарта и Марии Валевской, будущим министром иностранных дел Франции и ближайшим соратником Луи Бонапарта. В 1848-м году, после прихода к власти Луи Бонапарта, Чайковский – по предложению Валевского – выехал на Балканы в качестве агента французской разведки.

За короткое время Чайковский стал своеобразным «Джеймсом Бондом» ХІХ века. Он совершил переворот в Сербии, возведя ненадолго на сербский престол профранцузского Обреновича в противовес пророссийскому Карагеоргевичу. Он пытался поднять восстание в Болгарии… После подавления антитурецкого восстания Чайковский пошел на решительный шаг – сдался турецкой полиции. При этом заявил, что хочет принять турецкое подданство, ислам и перейти на службу к султану Абдул-Меджиду.

Абдул-Меджид – просвещенный султан, человек, обладавший широтой кругозора и стратегическим мышлением, – принял Чайковского на службу под именем Мехмед Садык-паши. За два года Михаил получил высокий титул мириамир-паши, равный генеральскому.

В Константинополе Чайковский встретил новую любовь – Людовику Снядецкую. Дочь ректора Виленского университета обручилась с морским офицером Михаилом Корсаковым – лицейным другом Александра Пушкина. Однако в 1828-м году Корсаков погиб в русско-турецкой войне, и его тело было похоронено в Константинополе. Людовика надела траур и выехала в Константинополь, где много лет оплакивала возлюбленного. Встреча с Чайковским заставила ее снять траур.

В самом начале 50-х годов Чайковский обратился к Абдул-Меджиду с меморандумом, в котором изложил историю и значение Запорожского казачества и настойчиво потребовал возрождения казаческих отрядов под эгидой Османской империи. Он акцентировал внимание на положительных моментах союзов турков и казаков, их совместных военных операций. После непродолжительных размышлений султан повелел создать казачьи полки в составе турецкой армии. Командующим казачьими полками был назначен Мехмед Садык-паша.

«Казак Алай», «Алайские казаки», «Султанские казаки» – именно под такими названиями вошли в историю эти воинские подразделения. Султан распорядился передать казакам настоящие хоругвь и клейноды запорожцев, хранившиеся в его дворце. Первоначально в эти отряды рекрутировались потомки запорожцев, поселившиеся в Добрудже. Также в эти отряды вступали русские (потомки эмигрировавших в Турцию «некрасовцев»), поляки, венгры (разгромленные участники революции 1848-го года) и даже евреи. Чайковский сделал украинский язык единственным языком общения в своей армии.

В 1855-м году в Константинополь прибыл польский поэт Адам Мицкевич – чтобы поддержать старого друга, Чайковского. Мицкевич также хотел принять участие в создании легионов, аналогичных казацким, – но на основе польских добровольцев. Однако здесь Мицкевич заболел холерой и умер на руках Садык-паши.

В самом начале Крымской кампании Чайковский во главе казачьих отрядов переправился в Румынию, был назначен комендантом Бухареста, однако не получил разрешение отправиться воевать в Крым – французские и английские полководцы достаточно спесиво относились к туркам, кроме того, опасались, что «Алайские казаки» перейдут на сторону России.

По окончанию войны акции Чайковского начали падать. Россия постоянно требовала от султана выдачи Чайковского. Антироссийские настроения в Турции сменились поствоенным отрезвлением: казна оказалась пуста, и султану нужны были новые средства. Через свои связи во Франции и Британии Чайковский организовывал займы для Турции… А в 1861-м году Абдул-Меджид умер, и на трон взошел его сын, Абдул-Азиз. Этот реформатор, «первый европеец на Османском троне», решил отказаться от услуг Чайковского.

Тот некоторое время жил в забытьи в своем имении под Константинополем. Казачьи войска были расформированы. Людовика Снядецкая умерла, и Чайковский остался один – вместе с приемным сыном, Петром – мальчиком, воспитывавшимся в казачьих отрядах

…В начале 70-х годов Садык-пашу начал навещать посол Российской Империи в Турции Николай Павлович Игнатьев. Уроженец Киевщины, граф Игнатьев нашел немало общих тем для разговоров с Садык-пашой. Он же выступил посредником в переговорах Чайковского с российским правительством о возможном возвращении на родину…

В 1873-м году Чайковский капитулировал. Он принял православие и переехал в Россию. Чайковский получил имение в Черниговской губернии и пенсию.

Однако жизнь на родине не принесла Чайковскому успокоение. Через некоторое время он оказался в одиночестве. Высший свет, столь восторженно принявший его, отвернулся и начал бойкотировать старика. Молодая жена сбежала от ворчливого мужа. Бывшие ученики и соратники – кирилло-мефодиевцы – на все лады критиковали и клеймили Чайковского. Поляки отказывались подавать ему руку – как человеку, дважды сменившему веру и перешедшему из католичества в ислам, а позже – в православие. После прихода к власти Александра III Чайковского начали травить и считать примером беспринципности и аморальности. Приемный сын, Петр, скончался от лихорадки… Оставленный всеми, забытый и затравленный, Чайковский решился на отчаянный шаг – в январе 1884-го года 80-летний Михаил Чайковский застрелился…